Из глубины веков…

Ни для кого не секрет, что в состав нынешнего города Пыть-Ях вошли три поселка: Южный Балык, Мамонтово, Пыть-Ях. Поэтому, история их создания и развития неотъемлемо связана с историей нашего города.

В дореволюционный период полноправными хозяевами бескрайних угодий здесь были коренные жители севера – ханты и манси. Узнать об их жизни и быте крайне непросто: ханты и манси не представляли собой единого целого, делились на этнические группы, у каждой были свои обычаи, язык, божества.

В преданиях совместились реальные события и религиозно-мифологические представления. Хантыйский князь Тонья считался мифической личностью, его имя упоминалось в преданиях и легендах. Недавние раскопки средневекового городища в районе Пыть-Яха показали, что Тонья мог быть и реальным человеком из княжеского рода Очимкиных, проживавшего на берегах Балыка. Происхождение легенд о богатыре Тонье связывают, прежде всего, с периодом покорения русскими Сибирских земель. Он являлся своего рода, организатором остяцкого «движения сопротивления». Исконно эти земли входили во владения некогда могущественного остяцкого князя Бардака. Сегодня исследователи задаются вопросом о том, кем же в действительности был Тонья. С одной стороны этот персонаж может быть вымышленным — некий сборный образ, вобравший в себя лучшие черты разнообразных героев. С другой стороны, под известным нам именем может скрываться реальная историческая личность, а именно один из сыновей князя Бардака — Тонема. Именно Тонема выступил предводителем последнего антирусского выступления.

Так получилось, что о хантах, чьим домом были берега реки Балык, практически ничего не известно, кроме того, что занимали они эту территорию еще полторы тысячи лет назад. Об этом свидетельствуют раскопки, которые велись в Пыть-Яхе в 1992 и 2001 годах. Летом 2001 года на реке Большой Балык недалеко от впадения в нее речки Пыть-Ях было исследовано одно поселение эпохи раннего средневековья. Оно состояло из четырех построек и располагалось на небольшом мысу, на значительном удалении от русла. Были раскопаны ушедшие в землю развалины одного жилого дома. Когда-то он представлял собой полуземлянку (углубленную в грунт на полметра) размером пять с половиной на пять с половиной метров, с покрытой дерном крышей. Внутри полуземлянки, вдоль ее правой северо-восточной стены, устроены земляные нары. В центре находился большой открытый очаг в прямоугольной деревянной раме. Из конструкций постройки взят уголь, проведен его анализ по радиоуглеродному методу и определен возраст жилища. Оно было построено в начале VI века нашей эры, просуществовало небольшой промежуток времени и погибло в результате пожара. Возможно, оно было заброшено еще до того, как сгорело, поскольку люди больше не вернулись сюда. Судя по возрасту жилища и орнаменту на керамической посуде, поселение принадлежало населению, которое археологи связывают с зеленогорской археологической культурой.

Наибольший исторический интерес у археологов вызвало поселение Усть Пыть-Ях – 4. Этот памятник исследовали участники второй экспедиции. В ходе их работы были найдены фрагменты керамических сосудов, изготовленных в 6-7 веках. Обнаружены места, где располагались жилища людей (их 6), хозяйственные постройки. Также удалось выяснить, что в хозяйственной деятельности ханты использовали и керамические, и железные, и каменные, и даже бронзовые изделия. Коллекцию находок пополнили фрагменты 6-7 керамических сосудов, металлических предметов (крупный железный рыболовный крючок) и каменная утварь: наковаленки, песты. Интересной находкой является и грубо выполненная керамическая антропоморфная фигурка, которая, по мнению специалистов, возможно, могла быть налеплена на нижнюю часть сосуда. 

1          Могильник юрт Очимкиных (нежилых): Материалы шурфа:

железный топор, наконечники стрел,железный нож, фрагменты

берестяной табакерки, монета 2 коп. 1812 год, медные кольца.

 

2

 Поселение Пучипъега 1. Материалы шурфа: фрагменты керамики

эпохи ранней бронзы 

 

3

Поселение Айяунское. Подъемный материал:

Фрагменты сосудов, куски обожженной глины.

 

4

 Поселение Юрты Салтыковы 2. Подъемный

Материал: обломок косы, обломок ножа,

Обломок кибаса.

                                                                                                                                 

Что удалось выяснить еще? Например то, что основными видами хозяйственной деятельности балыкских хантов были рыболовный и охотничий промыслы, подсобное значение имело животноводство. Оно у коренных жителей стало развиваться под «русским» влиянием. Известно также, что летний промысел люди вели на песках Юганской Оби и в низовьях Балыка.

Ханты строили терема-лабазы, по форме и размерам скорее напоминающие сказочные избушки на куриных ножках, чем настоящие человеческие жилища, выстилали комнаты циновками, плетеными из камыша, шили по «хантыйским традициям» зимнюю одежду, используя сукно и меховую подкладку, передавали из уст в уста преданья о богатыре Тоньи, проживавшим когда-то в юртах Люкси-пуут на Балыке, верили в чудодейственную силу шаманов, поклонялись всесильным тотемам, любили свой край.

Материалы раскопок поселения Усть Пыть-Ях – 4 имеют большое научное и музейное значение. Подобной коллекции этого времени на данный момент на территории Нефтеюганского региона нет.

В 1920 году данная территория принадлежала  Балыкскому сельсовету, который был образован в июне 1920 года в Тундринской волости Сургутского уезда. В 1935-1937 г.г. сельсовет переименован в Усть-Балыкский сельсовет, а 9 апреля 1959 г. переименован в Чеускинский сельсовет Сургутского района.